Принудительное обращение: как власти Азербайджана превращают армянские храмы в Шуши в православные
В июле Государственная служба по охране исторической среды Республики Арцах опубликовала заявление, в котором говорится, что азербайджанцы полностью разрушили армянскую церковь Сурб Ованес Мкртич в городе Шуши и под предлогом реставрации ее хотят переделать в православный храм. Это не первый случай, когда власти Азербайджана пытаются уничтожить армянскую церковь. И точно не последний.
Уничтожение армянских церквей началось еще в 1960-х годах, когда в Азербайджанской ССР начали искажать историю Арцаха и албанизировать храмы и монастыри, которые принадлежали армянскому народу и Армянской Апостольской Церкви, говорит заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Нагорно-Карабахской Республики Лерник Ованнисян. Он отмечает, что во время Шушинской резни армян в 1920 году были разрушены такие церкви, как Агулецоц, Мегрецоц и Кусанац. Их развалины сохранялись до 1960-х годов, когда прежний Совет министров Азербайджана принял постановление о сносе всех полуразрушенных зданий в армянских кварталах Шуши. «Главная церковь города Казанчецоц и храм Сурб Ованес Мкртич тогда чудом сохранились», — говорит замминистра.
Церковь Сурб Ованес Мкртич также известна как церковь Иоанна Крестителя или Канач жам — «Зеленая церковь» — так как раньше ее купол был зеленого цвета. Над входом в колокольню есть строительная надпись, на которой также указан год строительства храма: «Бабаян Степанос Ованесович. В память о покойном брате Мкртиче, 1847 год». В Государственной службе по охране исторической среды Республики Арцах отмечают, что изначально церковь была деревянной. В 1840-х годах по распоряжению властей все армяне, проживающие в мусульманском районе Неркин Таг (Нижний район), были вынуждены переселиться в Верин Таг (Верхний район). Там они построили деревянную часовню, на месте которой потом уже появилась каменная церковь Сурб Ованес Мкртич.
В книге «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха» Шагена Мкртчяна написано, что в советское время Канач жам был окружен санаториями и домами отдыха, а саму церковь азербайджанцы превратили в павильон для хранения минеральной воды. Железная цистерна с жидкостью была расположена на алтаре, полностью отделив его от молельни. Постоянно вытекающая из чана вода разрушила стену и повредила фундамент церкви. Ступени храма также были уничтожены, и на их месте построили новые, которые не сочетались с общим видом здания. Из-за этого пострадала кладка под центральным окном.
«После освобождения Шуши в 1995 году церковь была вновь отреставрирована», — говорит Лерник Ованнисян. Но после 44-дневной войны, когда город вновь перешел под контроль Азербайджана, в социальных сетях стали появляться видео и фотографии, на которых видно, что церковь разрушена. Снимок азербайджанского солдата на фоне Канач жама появился сразу после окончания войны в ноябре 2020 года, а уже через несколько дней после этого в сети распространилось видео, на котором было видно, что купола церкви разрушены. То, что храм поврежден, доказывают и снимки, сделанные со спутника. «Потом мы увидели фото, на котором начали так называемую "реставрацию" храма. То же самое делают и с храмом Казанчецоц. Сейчас они покрыли их зелеными сетями, но что они делают, кто реставрирует эти церкви, мы не знаем», — добавляет Ованнисян.
В своем заявлении Служба по охране исторической среды Арцаха утверждает, что сейчас церковь Сурб Ованес Мкртич полностью уничтожена азербайджанцами, и под видом реновации ее превращают в православный храм. «Сейчас азербайджанцы представляют его как русскую православную церковь и "великодушно" ремонтируют, разумеется, стирая армянские следы», — рассказывают в организации. Автором этой инициативы в Службе считают «некоего пользователя социальных сетей» Эльнура Аллахвердиева, отмечая, что первым русифицировать Канач жам начал Фуад Ахундов — азербайджанский политолог, доктор философии по физико-математическим наукам, заведующий сектором по общественно-политическим вопросам Администрации президента Азербайджана, а также автор якобы разоблачающего историю Армении трехтомника «Разрушители фальсификаций» и сайта nofalsify.com, которые были неоднократно раскритикованы учеными и журналистами.
«Пользователь социальных сетей» Эльнур Аллахвердиев является также депутатом Национального собрания Азербайджанской Республики. На его странице в социальных сетях есть несколько постов, в которых он рассказывает «об арменизированных албанских храмах Карабаха». Аллахвердиев, отмечая, что в подготовке этих постов приняли участие историки, пишет, что архитектура христианских церквей в Шуши, в частности — памятников Канач жам и Казанчецоц — была изменена во время «армянской оккупации» города. Азербайджанский депутат подтверждает, что сейчас в обоих храмах идут ремонтные работы с целью «вернуть им исторический облик и положить конец армянской фальсификации».
Отдельный пост на странице Аллахвердиева посвящен церкви Сурб Ованес Мкртич. Депутат утверждает, что Канач жам всегда был православным храмом, пока армяне не «изменили его архитектурный стиль». В подтверждение своих слов он опубликовал несколько исторических фотографий церкви, на которых видно, что раньше один из куполов памятника был круглым, а после «ремонта» армянами стал коническим. Поэтому Аллахвердиев считает, что раз у храма был сферический купол, то он являлся православным. Потом, полагает депутат, армяне «отремонтировали» купол и здание в соответствии с архитектурным стилем, «присущим армянским церквям». Он заключает: «Тот, кто выставил эти изображения, упустил важную деталь: церковь на заднем плане была не армянским, а православным храмом». На запрос Армянского музея с просьбой получить комментарий о реставрации церкви Канач жам Эльнур Аллахвердиев не ответил.
Действительно ли по куполу храма можно определить, к какой церкви он принадлежит? Заслуженный архитектор России Максим Атаянц говорит, что есть привычный облик русской или армянской церкви, но специально православного или армяно-апостольского архитектурного стиля в церквях не существует. По его словам, православный храм мог бы отличаться по форме алтаря или наличием иконостаса, которого в церкви Сурб Ованес Мкртич нет. «Сама по себе форма купола ничего не означает, — говорит архитектор. — Это не критерий, просто есть привычка к тому, что у армянских церквей конический или пирамидальный купол, а у греческих, а потом и сербских, болгарских и русских церквей, в тех случаях, когда у них есть купол — он, как правило, сферической или близкой к тому формы».
Круглый купол храма, особенно построенного после средневековья, совершенно не обязательно означает его принадлежность к православной церкви. Максим Атаянц также рассказывает: «В Петербурге есть армянская церковь Сурб Катарине, Святой Екатерины, которую построил Юрий Фельтен по распоряжению Екатерины II на деньги Ивана Лазарева в последней четверти XVIII века. Она сделана полностью в формах архитектуры раннего классицизма, свойственного тогдашнему Петербургу. И у нее тоже круглый купол, крытый медью». Более того, есть несколько армянских храмов, построенных в VII веке, у которых тоже скругленный черепичный купол, например — Кармравор в Аштараке. Первоначальный купол церкви Сурб Рипсиме в Эчмиадзине тоже был круглым, потому что из черепицы такую форму просто удобнее сделать, говорит Атаянц. А провинциальная маленькая церковь середины XIX века совершенно необязательно должна была каким-то специальным образом повторять средневековые формы. Мода на это наступила уже позже, отмечает архитектор.
В посте, посвященном храму Сурб Аменапркич Казанчецоц, депутат Аллахвердиев пишет, что эта церковь также является православной. Он приводит фотографии, на которых видно, что у собора в XX веке тоже был круглый купол. Ссылаясь на «профессора Международной академии архитекторов, члена правления Союза архитекторов Азербайджана» Фаига Исмаилова и неизвестные «архивные документы», Аллахвердиев утверждает, что Казанчецоц построили не армяне, а русские военные в 1806 году. Поэтому депутат заключает: «Для того чтобы понять, что церковь построена в православном стиле, нет необходимости быть специалистом».
На самом деле круглый купол у собора Казанчецоц был только во времена Советского Союза. На фотографиях досоветского периода видно, что купол у церкви остроконечный. Во время Шушинской резни в 1920 году храм был поврежден и лишился купола — в таком виде он простоял на протяжении всего советского периода. Когда Шуши вернулся под контроль Армении в результате первой Арцахской войны, пирамидальный купол собора был восстановлен. Азербайджанцы повредили купол во время 44-дневной войны, дважды обстреляв здание. После того, как Армения потеряла Шуши, власти Азербайджана заявили, что отреставрируют Казанчецоц, но без остроконечного купола, так как он якобы впервые появился лишь в 1990-х годах. Сейчас пирамидального купола у храма нет.
Впрочем, даже среди азербайджанских политиков нет единого мнения о том, кто, когда и как построил Казанчецоц. Министр культуры Азербайджана Анар Каримов в январе 2021 года заявил, что храм является албанским: «К сожалению, мы не имеем полного контроля над всеми албанскими церквями. […] Те памятники, которые находятся в нашем ведении, обязательно будут восстановлены. Мы также отреставрируем церковь Газанчы [так в Азербайджане называют собор Казанчецоц. — Прим. ред.] в Шуше». А заведующая отделом информации и связей с общественностью Министерства культуры Азербайджана Марьям Гафарзаде в мае 2021 года дала интервью, в котором сказала, что эту церковь «начали строить на месте древнего зороастрийского храма в 1868 году».
В Шуши действительно была русская православная церковь — церковь Святого Георгия Победоносца. Ей посвящен материал в том числе и на официальном сайте Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви. Со ссылкой на сборник «Храмы армии и флота» священника Григория Цитовича на сайте написано, что церковь была построена в 1830–1837 годах на деньги воинских чинов. «В епархиальном ведомстве храм не состоял, поскольку относился к военному ведомству. Находилась церковь рядом с дворцом Карабахских ханов в городской крепости и до 1902 года именовалась "Шушинской крепостной церковью". Здание церкви было каменное, в виде молитвенного дома, с пристроенной колокольней», — говорится в материале Епархии. Также приводится цитата из воспоминаний чиновника Андрея Фадеева, побывавшего в Шуши в середине XIX века, который отметил, что «русская церковь в городе одна, в ней замечательный резной иконостас». Примечательно также, что в разделе «История православных храмов Азербайджана» на сайте Бакинской епархии РПЦ нет ни одного материала ни про Сурб Ованес Мкртич, ни про Казанчецоц.
«Единственную русскую церковь в городе» — как писал Фадеев — азербайджанцы сами и разрушили. В советские годы в здании храма Георгия Победоносца был склад для зерна, а после его вообще стали использовать как хлев. В 1970-х по решению руководства АзССР церковь была разрушена до основания, и на ее фундаменте построили Дом культуры.
Церкви Канач жам и Казанчецоц — не единственные армянские памятники Шуши и других подконтрольных Азербайджану территорий, которые находятся под угрозой. В Государственной службе по охране исторической среды Республики Арцах рассказывают, что азербайджанцы осквернили и уничтожили памятники, которые были возведены в память о жертвах первой Арцахской войны, Геноцида армян и Второй мировой войны, а также разрушили некоторые хачкары, армянские кладбища и музеи. А оставшиеся армянские церкви и монастыри они объявляют принадлежащими Кавказской Албании: «Азербайджан, используя различные средства пропаганды, представляет их как албанскую культуру, тем самым посягая на армянскую идентичность на нашей исторической арене. Это признак этнической чистки», — говорят в Службе.
По словам замминистра образования, науки, культуры и спорта Республики Арцах Лерника Ованнисяна, азербайджанцы уже объявили албанскими монастыри Цахкаванк в Гадруте, Цицернаванк в Кашатагском районе и Дадиванк. «Вообще все, что было построено в развитое или позднее средневековье, они называют албанскими церквями», — добавляет заместитель министра. А в Службе охраны исторической среды Арцаха рассказывают про албано-удинские паломничества: «Воспользовавшись тем, что удины из албанских племен обратились в христианство, власти Азербайджана организуют паломничества членов удинской общины, чтобы показать, что церкви и монастыри на территории Республики Арцах являются удинскими». Такие паломничества, отмечают в организации, уже прошли в Дадиванке, Цицернаванке, церквях Св. Ованеса в селе Тог и Св. Арутюна в Гадруте, а также в монастыре Спитак Хач.
Что можно сделать? У армянской стороны почти нет никаких рычагов давления. Ованнисян говорит: «У армян вообще доступа в этих вопросах нет, имеют ли доступ [российские] миротворческие силы — мне неизвестно». Замминистра считает, что проблему нужно решать на уровне Святого Эчмиадзина и Католикоса всех армян, вести переговоры с Русской православной церковью и Патриархом, чтобы они «предотвратили превращение армянских церквей в православные».
Помощи от международного сообщества также не предвидится. В Государственной службе по охране исторической среды Арцаха отмечают, что сами они никак не могут повлиять на ситуацию: «Мы сообщаем о вандализме, разрушениях, а Министерство [образования, науки, культуры и спорта Республики Арцах] продолжает процесс. Но будучи непризнанным государством, даже у Министерства не так много возможностей». Как утверждает Лерник Ованнисян, Министерство обращалось в ЮНЕСКО и организации, которые занимаются охраной историко-культурной среды в конфликтных зонах. «Но, к сожалению, ничего конкретного, кроме дежурных заявлений, мы не увидели», — говорит замминистра. По его словам, более двух тысяч памятников, которые сейчас находятся под контролем Азербайджана, имеют ту же участь, что и армянские церкви в Шуши. «Их судьба нас очень беспокоит. Но если эти территории оккупированы врагом, что ты можешь сделать?», — заключает Ованнисян.
Ангелина Асатрян, Армянский музей Москвы