Перуза и Саркис Багдасарян — мать и сын, удостоенные звания «Праведники народов мира»

Перуза и Саркис Багдасарян — мать и сын, удостоенные звания «Праведники народов мира»

Если бедствие — это пробный камень мужественности, то герои, о которых мы вам расскажем, не раз проявляли свои самые лучшие качества в самых ужасных обстоятельствах. Но они вовсе не были исключительно бесстрашными или сильными. Они были обычными людьми: семьей без отца, беженцами из Османской Турции, матерью и сыном в оккупированной Одессе. «Тетя Перуза!» и «мой друг Сергей» — так называет спасителей своей семьи Аркадий Хасин. Тогда он был совсем ребенком, но если бы не эти люди, кто знает, дошла бы до нас история их жизни.

В 1941−1942 году Одесса находилась в румынской оккупации. Вот как об этом вспоминал советский десятиклассник Юрий Суходольский: «По улицам ходят нарядные дамы (сильно накрашенные), румынцы и немцы <…> Городской голова г-н Герман Пынтя на открытии Университета сказал, что жизнь в Одессе лучше, чем в каком-либо другом городе Западной Европы».

Благодаря вернувшейся частной собственности, рядовой одессит не нуждался в хлебе и не стоял в очереди за продуктами. А не рядовой мог позволить себе пирожные и театры. Однако, все эти жизненные блага были доступны при одном условии — если ты не являешься представителем еврейской национальности и не укрываешь ни одного из них.

Перуза Багдасарян, 1960 год. Фото: Яд Вашем

Перуза Багдасарян была маленькой, неприметной женщиной. Еще девочкой, она чудом спаслась от Геноцида, отправившись на небольшом судне в Одессу. Позже, Перуза вышла замуж за такого же беглеца — Оскияна Багдасаряна. В 1929 году у них родился сын Саркис. На улице, на которой жила семья, Саркиса называли Сережей.

Еще до Второй Мировой войны жизнь семьи была достаточно трудной из-за сложностей, связанных с выживанием в другой стране. Семья жила в небольшой комнате под чердаком. Перуза, плохо знавшая русский язык, работала уборщицей в школе, а ее муж зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника. В 1937 году, когда по стране, как чума, пронесся сталинский кровавый террор, Оскияна по абсурдному доносу (видимо, вспомнили откуда он сбежал) признали турецким шпионом, врагом народа. Его сослали в Казахстан, а Перузу как жену предателя уволили из школы. Чтобы как-то прокормить сына и себя, она брала на дом стирать чужое белье и штопать одежду.

Саркис Багдасарян. Фото: Яд Вашем

«Когда я приходил к ним помогать моему другу делать уроки, она всегда старалась меня чем-нибудь угостить. И я не понимал, когда она успевает что-то готовить, так как всегда видел ее склонившейся над корытом с мыльной водой. Но когда я приходил, она разгибала спину, вытирала мокрые руки и торопливо шла на кухню, откуда начинало пахнуть чем-то вкусным…» — вспоминает Аркадий Хасин.

Отец Аркадия — Иосиф Хасин — накануне войны потерял ногу в автомобильной катастрофе, поэтому вместо фронта находился дома. По этой же причине он решил не покидать город, как другие евреи. 

Когда румыны заняли Одессу, был октябрь 1941 года, и почти сразу же на улицах стали появляться ультиматумы от новых хозяев: «Евреям переселиться в гетто. За невыполнение приказа — расстрел!».

Семья Багдасарян. Слева: Перуза Багдасарян, у нее на руках — внучка Аракси. Саркис Багдасарян — справа в верхнем ряду. Фото: Яд Вашем

Большинство соседей относились с сочувствием к семье Хасиных, кроме дворника, дочь которого имела виды на квартиру, где жила семья. Поэтому, когда нацисты оказывались недалеко от дома, дворник сразу доносил о жильцах-евреях. Перуза, сама пережившая геноцид, во время облав укрывала детей у себя. Наученные не шуметь, Аркадий с сестрой Розой сидели на чердаке, в то время, как по дому рыскали румынские жандармы в поисках «недобитых» евреев. К счастью, ни в один из визитов, детей не обнаружили. Это вынудило Иосифа и его жену 11 января 1942 года отправится в гетто, организованное в районе Слободка, иначе по доносу недоброжелателя их ждал расстрел.

Однажды, Роза тайно покинула гетто, чтобы попросить помощи у Перузы, так как семья Хасиных к тому времени уже продала все имущество и оказалась в крайне бедственном положении. Перуза, конечно, не отказала. Вместе со своим сыном, еще совсем юным Саркисом, они регулярно навещали семью Хасиных, носили им еду и всячески поддерживали. 

В апреле 1942 года Иосифа арестовали по ложному обвинению в хранении золота. Из-за пыток он скончался. Вскоре, его жену — Шуру-Ривку, вместе с детьми депортировали в Карповку.

Саркис Багдасарян. Фото: Яд Вашем

Чудом спасшиеся Хасины, пережив все ужасы гетто и концлагерей, вернулись в 1944 году в Одессу. Однако, за то время пока они отсутствовали, их квартиру заняла милиция. Так бы они и оказались на улице, если бы чудесным образом не встретили во дворе Перузу вместе с сыном. Увидев их живыми, она закричала от радости и принялась их обнимать. «Чудесным» еще и потому, что семья Багдасарян давно сменила место жительства, на еще более тесную комнату на другой улице. Пока Шура-Ривка не нашла дом, Хасины жили под одной крышей с Багдасарянами. 

Еще при жизни Перузы, Аркадий с сестрой написали об их подвиге в Иерусалим, в музей еврейской Катастрофы Яд Вашем, с просьбой признать их Праведниками мира.

«Тетя Перуза» умерла в 1998 году, а Саркис — в 2001. При жизни они не успели получить награду. Это случилось позже, в августе 2013 года, на Приморском бульваре Одессы в присутствии мэра города Геннадия Труханова, посла Израиля и главного раввина Юга Украины Аврума Вольфа.

Саркис Багдасарян, лето 1998. Фото: Яд Вашем

Когда слово дали Аркадию Хасину, его начали душить слезы, потому что перед глазами стоял тот день, когда перед уходом в гетто, тетя Перуза умоляла их остаться у нее, хотя знала чем ей это грозит.

Источники: Яд Вашем, Вечерняя Одесса

Подготовила Иветта Меликян

Перуза и Саркис Багдасарян — мать и сын, удостоенные звания «Праведники народов мира»